СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Возвращение мастера

Персональная выставка памяти Владимира Черникина.

В экспозицию вошли живописные и графические произведения, архивные материалы из фондов музея и семьи художника.

Владимир Петрович Черникин родился 1949 году в Астрахани. Окончил художественную школу, Абрамцевское художественное училище отделение монументального искусства. После службы в армии несколько лет преподавал в Астраханском художественном училище. В 1973 году поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественно-технического оформления печатной продукции. После окончания института переехал жить и работать в Старый Оскол. На протяжении восьми лет работал главным художником города, затем в Белгородском художественном фонде. В последние годы жизни Черникин занимался живописью, графикой, дизайном, увлекся компьютерной графикой и достиг в этом не малых успехов.

Владимир Петрович прекрасно владел техникой классического рисунка, о чем свидетельствуют автопортреты и «крепкие», грамотно скомпонованные эстампы. Всё время художник стремился экспериментировать как в живописи, так и графике. Профессионально занимался монументальным искусством. Выполнял фрески для школы искусств, главпочтамта и других учреждений Старого Оскола. Работал над модернизацией парковой зоны у дворца культуры «Комсомолец». К сожалению, проект не реализован.

 Черникин сотрудничал с Центрально-Черноземным, Калининградским, Свердловским книжными издательствами, несколько книг вышло в московском издательстве «Современник». Художником проиллюстрировано более 20 книг известных авторов: Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Ивана Ефремова, Исаака Бабеля, Александра Козачинского. Владимир с большим интересом занимался оформлением детской литературы. На выставке представлены эскизы и книги с его авторскими иллюстрациями: сказки братьев Гримм и Шарля Перро, произведения Александра Волкова и Эрнеста Гофмана. В совокупности тираж проиллюстрированных художником – графиком книг превышает четыре миллиона экземпляров.

Наряду с графическими произведениями большую часть творческого наследия автора составляют живописные полотна. В которых Черникин проявил себя как тонко чувствующий жизнь художник. Каждая работа — это непостижимый космос с неизведанными и до конца не понятыми смыслами.

По воспоминаниям родных, над живописными полотнами автор работал долго. Перед тем, как их увидит зритель, они могли стоять в мастерской годами, порой кардинально переписываясь и переосмысливаясь. Творческие искания и неудовлетворенность результатом один из признаков серьезного, думающего художника. Это говорит о том, что творец постоянно находиться в состоянии поиска образа. В мыслях ведет интеллектуальную работу над композицией и цветовым решением. Затрачивает колоссальную энергию для достижения того единственного верного результата, который вынесет на суд зрителя.

В нелегкое время 1990-х, когда перестали поступать заказы на оформление книг, Черникин продавал свои картины крайне редко, стоимость каждой была высока. Это было проблемой для обеспечения нормальной жизнедеятельности, не говоря о покупке материалов для творчества. Живописные холсты продолжали стоять в мастерской, недоступные зрителю. В этом одна из причин того, что старооскольцы мало знакомы с деятельностью Владимира Петровича.

Между тем живописец активно принимал участие в зональных, областных и городских выставках, в том числе, организованных Старооскольским художественным музеем. Сотрудничал с московскими галереями. В 1987 и 2000 годах открыл две персональные выставки. Однако, в музейном собрании долгое временя не было ни одной его работы. Пока художник Александр Филиппов обнаружил неизвестное ранее полотно мастера и передал его в музей. Затем в собрание поступили несколько офортов и книг, проиллюстрированных Черникиным, безвозмездно переданных в дар музею Владимиром Железниковым. Сейчас эти произведения можно увидеть в постоянной интерактивной экспозиции «Абрис истории».

В 2019 году по инициативе Надежды Стахурской и Юрия Харитонова с оригинальных досок автора напечатаны гравюры и торжественно переданы в музей. Теперь с уверенностью можно говорить о том, что в музее начала формироваться моноколлекция Черникина, в которой есть свои уникальные экспонаты.

Выставкой «Возвращение мастера» мы отрываем «нового» по сути «неизвестного» для жителей и гостей города художника.  

                                                      Ирина Шаповалова, искусствовед

Надежда Медведева, экскурсовод