Признаки времени

Выставка «Признаки времени» из собрания Старооскольского художественного музея состоит  из двух тематических направлений. Одно - философское понятие времени и то, как художники решают эту задачу в своих композициях. Второе отражает развитие русского искусства второй половины ХХ века, на примере картин живописцев-последователей советского андеграунда. 

Понятие «время» представляет собой необратимую изменчивость мира, эволюционный характер его существования, наличие в мире не только объектов, но и событий. Время — это одно из  основных понятий физики и философии, главное свойство бытия, которое воплощается в форме движения, изменения и развития всего сущего. Постижение и значение этого суждения менялось от эпохи к эпохе. Было написано много трудов, статей, книг, выдвинуто сотни гипотез, через которые философы и ученые пытались познать сущность времени. Процесс познания продолжается до сих пор.

У каждого времени есть свой признак. В одном случае это воспоминания связанные с яркими событиями жизни. В другом - визуальные образы, музыка, запахи, люди, разговоры, путешествия. Художники посредством живописи раскрывают перед нами несколько сторон этого определения. Первое – город с его трансформациями, второе - предметы, третье – люди и их мысли.

Обратим внимание на предметы. В картине «Terra» Сергей Киселев отсылает нас ко времени античности с его бесценными артефактами. Живописец  говорит, что смысл композиции не только в визуализации объекта: «Это не просто изображение старых, потрескавшихся и истертых временем предметов, среди которых горшки и тарелки — это разговор об ощущении времени, о быстротечности жизни, о бренности бытия, о цене и ценности, о пространстве и вечности…».

Город все время меняющаяся субстанция, в каждый период существования имеет свои признаки. У Бориса Зинкевича в картине «Летний сад», город переливается праздничными, красками, приглашает окунуться в  атмосферу открытий, удивлений и эстетических наслаждений. Тогда как в графичной работе Ольги Батыршиной город предстает перед нами в образе серого, бездушного «монстра», который толи охраняет своих жителей от нежелательных воздействий, толи поглощает и лишает воли к самореализации и проявлению эмоций. 

Особенно остро и метко передавали мысли и внутренние переживания человека художники «сурового стиля». Герои таких картин думали о своем предназначении в жизни, о принятии себя, как части огромного мира. В современной живописи случаются реплики этого явления. В экспозиции находится портрет в исполнении Ирины Музыриной «Ленинградка», выполненный в «новом суровом стиле». Не читая названия работы можно с уверенностью определить, что за окном аллея Летнего сада в Санкт-Петербурге. Один из главных визуальных признаков города – серое небо и серый колорит подтверждает нашу гипотезу, что действия происходят в прекрасном городе на Неве. Грациозная женская фигура у окна, молчаливо созерцает унылый пейзаж за окном, обладает еле уловимой внутренней поэтичностью. А поэтичность Санкт-Петербурга это еще один из культурных признаков времени и едва ли не первый признак идентичности самого города.

Предлагаем вам, погрузится в созерцательный и мыслительный процесс, открыть в себе способность постигать скрытые смыслы и разгадывать загадки бытия. В добрый путь! 

   

Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник


Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!