СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

Руслан Куликов @rulet_kulikot

Художник, музыкант, лесной косморазведчик. Работает (фотография, скульптура) с образами живой природы, преобразуя их в мифопоэтическую форму. Вдохновляется идеями футуристов и отечественной рок-культурой, ассимилируя поэтику свободы в творческий процесс.

Участник 2-ой Железногорской биеннале (Железногорск, 2020), Эко-пленэра «Лицом к лесу» (Старый Оскол, 2020), международного фестиваля современного искусства RAUM SPACE (Калининград, 2020), фестиваля горящих скульптур «Равноденствие» (Дивногорье, 2021), ежегодного выставочного проекта «Между завтра и вчера. Картина года» (Старый Оскол, 2021).

Персональные выставки прошли в Одессе, Луганске, Харькове, Ялте, Киеве, Курске. В 2019-21 гг. в Старом Осколе состоялись выставки «Хроники косморазведки», «Не столь прекрасна, сколь неповторима», «Холсты каких-то соответствий», «Белая».

ОДУШЕВЛЕННЫЕ. Лесная скульптура

Концентрируясь на предмете, который в определенный момент овладел нашим вниманием, мы легко определяем его форму, размер, цвет и даже плотность или массу.

Воспринимать знакомый предмет или явление не представляет для нас никакого усилия, ведь мы руководствуемся общими представлениями о его характерных чертах, знакомых нам из предшествующего взаимодействия с ним. Опыт во многом предопределяет те умозрения, которые складываются в нашем сознании об окружающем физическом пространстве. Так ли все просто, когда в поле интереса попадают понятия, выходящие за пределы всякого материального опыта, но основанные на теоретических представлениях или интуитивно-чувственных ощущениях. И можем ли мы утверждать существование или небытие того, чему фактически не являемся свидетелями.

Выставка лесной скульптуры Руслана Куликова «Одушевленные» апеллирует к спиритуалистическим идеям, проявившимся еще в античные времена. В основе предметного мира лежит субстанция, подобная человеческому духу. Не только живые существа, населяющие планету, но и космос имеет душу, обуславливая порядок и цикличную закономерность мира. Отголоски этих доктрин можно найти в творчестве художников эпохи русского авангарда. Зачинатель абстракционизма Васили Кандинский утверждал, что все имеет душу. Основоположник «органической культуры» Михаил Матюшин говорил о разладе между природой и человеком.

Развивал идеи «расширенного смотрения»: «Природа говорит нам, не подражайте мне, изображая меня же. Творите сами так же. Учитесь Моему Творчеству. Смотрите на меня по-иному, чем смотрели. Наблюдая Вы увидите прежнюю форму исчезающей» (Михаил Матюшин. Тетрадь с записями № 2 (июль 1923 года). — РО ИРЛИ, ф. 656, д. 104, с.73.).

Трудно не предаться художественно-философским идеям, рассматривая лесных странников и образы нашего современника Руслана Куликова. Случайно неслучайные встречи с героями выставки произошли там, где едва ступает нога человека. Предельно осторожно и внимательно художник относится к созданиям природы, сохраняя формы «чистыми» в их первозданной природе. Это исключает любой утилитарный или эстетический прок, обнажая нечто большее, чем то, что на поверхности. При этом, поэтические и не без доли юмора названия работ верно указывают на прочную связь с предметным миром. Пластичные линии и живописные фактуры скульптур особенно контрастируют с геометрически правильными монотонными формами экспозиционных подиумов, напоминая о том, что многое устроено в нашей жизни по принципу противоположностей и параллелей. Светлого не бывает без темного, большого без малого, близкого без далекого. И если рядом с нами не разворачиваются природные катаклизмы или война, то это не исключает их присутствия в другой, отдаленной от нас точке Планеты. Слышен ли звук подающего дерева в лесу, если рядом никого нет?

Кристина Евсеева