Творенья рук сестер Гончаровых
- Информация о материале
- ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
- Просмотров: 921
На сегодняшний день самой актуальной темой в развитии народной культуры Белгородской области остается история возникновения и развития старооскольской глиняной игрушки. В городе и округе работают мастера, которые занимаются популяризацией и изготовлением мелкой пластики. Они скрупулёзно изучают ее историю, приемы лепки и основные традиции в раскраске.
В различных источниках, писавших об игрушке, много раз упоминали о приезде в наш город в конце 1980-х искусствоведа – М. Никитина, который познакомился с потомственными мастерами Ольгой Гончаровой, Натальей Гончаровой и Евдокией Тарарыевой. В результате чего столичные, искушенные знатоки народного искусства узнали о нашей старооскольской, ни на что не похожей, глиняной игрушке. И тогда – то впервые потянулись к сестрам в дом староосокльские любители промыслов, чтобы поддержать мастеров и чтобы перенять опыт по изготовлению, самобытной мелкой пластики.
Среди таких людей оказался Александр Йост, на тот момент, заведующий Староосокльского художественного музея - филиала Белгородского областного художественного музея. В здании, на улице Ленина, 57, под мастерскую оборудовали одно из помещений, где были установлены муфельные печи. Сотрудникам приходилось на своем собственном опыте изучать их работу, самим устанавливать время и температуру обжига. Так методом проб и ошибок, в процессе производства была испорчена не одна игрушка - сырец. И все же был найден оптимальный вариант и работа закипела.
Изначально сам Александр Федорович, а позже научный сотрудник музея Зоя Александровна Ртищева ходили к сёстрам Гончаровым, и брали у них только что вылепленные темно-серые фигурки. В больших плетеных корзинах они носили их в музей и обжигали. Кстати, на первых порах, Йост сам искал места скопления глины на Казацких буграх и приносил её оттуда.
Так и ходили сотрудники музея несколько раз в месяц, с большим удовольствием, в гости к сестрам Гончаровым. Туда пойдут, отнесут глину, вернутся с ворохом серых - необожжённых игрушек, обожгут их и снова несут Ольге и Наталье на роспись, а потом вновь идут в гости за готовыми изделиями. Так и работали. Время шло, и Александр Федорович решил приобщить к лепке молодёжь. С его подачи впервые попробовали лепить игрушку сотрудники музея Светлана Рукавицына и Валентина Пырьева, к ним присоединился Валерий Шевцов. И дело пошло на лад. Пробовала лепить игрушку и Зоя Ртищева, интересный коник у нее получился.… Однако, времени на все не хватало и пришлось оставить это занятие.
С тех самых пор в музее хранятся первые коллекции вылепленные мастерами-учениками. Их можно скорее отнести к авторским куклам и игрушкам, чем к традиционным. За это самовольничество мастеров неоднократно воспитывали и указывали на ошибки. Научные сотрудники музея обращали внимание на то, что не стоит, уходить от народности, а стоит придерживаться основных принципов и признаков лепки именно нашей оскольской игрушки, но мастера лепили по-своему. Благодаря этому сейчас многие знакомы с авторскими игрушками Валентины Пырьевой и Валерия Шевцова, оба мастера так же сумели перенять и основные приемы лепки старооскольской игрушки.
Пока ученики осваивали азы, сестры продолжали работать. Музей им заказывал игрушку для фондов разных видов и размеров. Так в коллекции появились игрушки-великаны, вылепленные по специальному заказу. Эти игрушки записаны до сих пор под двойным авторством, все же отличаются друг от друга.
Барыни, коники и коровки, сделанные Ольгой Михайловной, имеют более крупные и округлые формы, а другие, небольшие, немного угловатые, приземистые принадлежат Наталье Михайловне. Изучение коллекции продолжается, научные сотрудники постоянно консультируются со специалистами по атрибуции этих памятников народной культуры.
После ухода с работы Александра Йоста изготовление глиняной игрушки в музее приостановилось, но не прервались связи с сёстрами Гончаровыми. Они все так же продолжали лепить игрушку. Бережно складывали ее в дамские сумочки с большими крепкими ручками, такие сейчас и не делают, и приносили в музей. При этом всегда внимательно спрашивали о делах музейных и семейных. По доброму давали советы и ждали приглашения к дальнейшему общению. А на самом видном месте в музее всегда стояли и смотрели в окно, на улицу Ленина, казаки в ярких головных уборах, барыни с младенцами на руках, петушки, и барашки, вылепленные их руками.
Промысел старооскольской игрушки сейчас развивается стремительно, наших мастеров знают и приглашают к участию в выставках и фестивалях. Однако не стоит забывать о том, как Старооскольский художественный музей в начале 1990-х годов был одним из центров по изготовлению этой игрушки, а его сотрудники, наряду с другими энтузиастами прикладывали все усилия к ее возрождению. Перейти к просмотру виртуальной выставки «Творенья рук сестер Гончаровых »
Главный хранитель Старооскольского художественного музея, искусствовед
Ирина Шаповалова.
из рассказа одного из первых научных сотрудников
Старооскольского художественного музея З.А. Ртищевой.