СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Картина года

Ежегодная выставка старооскольских художников с традиционным названием «Картина года» ознаменована важной для жителей округа датой – 65-летием со дня образования Белгородской области*. Профессиональные и свободные художники, фотографы, дизайнеры и архитекторы представили свои работы на единой выставочной площадке в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина.

Тематический ряд составляют работы Анатолия Галюзина, Елены Марковой, Татьяны Ярковой, художников, которые являются неизменными участниками «Картины года» с самой первой выставки открывшейся в 1996 году. Творческий путь авторов связан со станковым искусством и работой с традиционными живописными и графическими материалами: холст, масло, бумага, акварель, пастель. При этом у каждого свои творческие предпочтения и, что важно, давно сложившийся уникальный изобразительный почерк, который не спутать с рукой авторов творящих не только в Черноземье, но и поодаль.

Графика Анатолия Галюзина «Самовар», «Рыбы», «Двор» исполнены сухой масленой краской в авторской технике, напоминающей фроттаж или монотипию. В наследии художника есть обособленная тема, к которой он обращается на протяжении всего творческого пути. Автор работает над сохранением в памяти современного человека военных 1941-1945 годах. Анатолий Арсентьевич родился в год победы над неприятелем и в будущем году задумал издать альманах, приуроченный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работы Елены Марковой «Приветливый сад», «Осенний багрянец», «Синевы хоровод» демонстрируют приверженность автора к щедрой пастозной живописи и благоверное следование основной сюжетной линии своего творчества – любовь к малой родине, русским народным традициям и красоте природы среднерусской полосы. Мне приходилось наблюдать, как художник с кропотливым усердием ювелира филигранно выверяет и наносит мазки на холст. В ее полотнах нет случайных деталей. При этом они всегда полны энергии и радости жизни. Осенью этого года в День города на театральной площади авторский вернисаж Елены Марковой «Богатство земли оскольской» получил много благодарных отзывов.

«Картина года» знакомит зрителя с совершенно новыми произведениями, созданными авторами за последний год. Как правило, эти работы отражают основные творческие достижения художников и их интересы сегодняшнего дня.

Смысловой и визуальной доминантой экспозиции стал триптих художника, с которым оскольский зритель знакомится впервые. Член Союза художников Республики Казахстан Юрий Новоселов переехал в Старый Оскол в 2018 году. Творчески путь художника начался в 1977 году и связан с различными видами изобразительного искусства. Он занимался дизайном, графикой, монументальной живописью, работал над созданием логотипов, плакатов, экслибрисов. На счету Юрия Дмитриевича более 20 персональных выставок, участие в более 70 коллективных выставках в России, Казахстане, Японии, Китае, Польше, Беларуси. В настоящее время работает в области станкового искусства. Представленный на выставке широкоформатный триптих «Господи не верую. Помоги моему неверию» из серии «Все храмы Старого Оскола» экспонировался в 2019 году в Белгородском государственном художественном музее в рамках IV открытого Белгородского фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С. Косенкова.

Вторым дебютантом выставки стала Евгения Матвеева, которая живет в Старом Осколе совсем недавно. В Югорске (Ханты-Мансийском автономном округе) с 2016 по 2018 годы состоялось три персональных выставки автора. Сегодня Евгения Ивановна влилась в преподавательский коллектив Детской художественной школы. Ее работы «Старый Оскол. Храм Рождества Христова», «День начинается», «Бабушка Шура» исполнены в традициях академической живописи и уже успели продемонстрировать авторский интерес к колориту староосколькой земли.

Первостепенная задача выставки «Картина года» состоит в том, чтобы показать зрителю срез художественной среды города. Участниками становятся не только профессиональные живописцы и графики, но и дипломированные дизайнеры, архитекторы, а также свободные художники. Следовательно, выставка расширяет свои границы не только в идентификации актуальных художественных средств выразительности, но и выходит из традиционного музейного пространства, порождая неявные контексты и смысловые конструкции.

София Орешкина, еще один дебютант выставки, окончила архитектурный факультет. Решенный в стиле конструктивизма диптих «Лебединский ГОК» демонстрирует концептуальный подход в осмыслении производственной темы. Объемная форма, занимающая большую часть холста – сам комбинат, полосы – карьер, мазки широкой кисти – нестабильность современного мира и зыбкость понятия достатка. «Не одними приисками богат человек» - улыбается автор. Работы демонстрировались на выставке «Среда обитания» проходившей в городской художественной галерее «Блик» в рамках первого (2019 г.!) в Старом Осколе фестиваля современного искусства «Стандарт» под кураторством Никиты Клёна и поддержанный грантом культурной платформы «Арт-Окно».

Следующий художник Руслан Куликов переосмысляет окружающее пространство через фотообъектив. Сюжеты работ «В кустах мелгородчины», «Утро в сосновом лесу», «Культурные пласты» замечены в потоке будничных дней. Художник убежден, чтобы увидеть космос не нужно покидать пределов земли. Об этом и была персональная выставка Руслана «Хроники косморазведки», которая состоялась около месяца назад в городской Юношеской библиотеке им. А.С. Васильева №1. Выставку курировали Рената Филимонова и Никита Клён.

Продолжает зрительный ряд в направлении фотографии работа «Новая процессуальность», констатирующая результат творческой активности арт-группы «Хризантема», которая образовалась в рамках ранее упомянутого фестиваля современного искусства «Стандарт». Участники: Никита Клён, София Орешкина, Валерия Вереск. Фоторабота является частью большого архива, маркирующего ситуацию формирования комфортной городской среды Старого Оскола посредством живописи. Фестиваль, стартовавший в конце августа и завершившийся в декабре, был ознаменован рядом открытых мероприятий, которые вызвали резонанс и активное обсуждение в интернет пабликах. На телеканале «Оскольское время» в «Коробке передач» от 14 декабря с гостем студии членом Союза художников России Александром Филипповым, ведущий программы Константин Симонов задается вопросом о проявлении в Старом Осколе признаков актуального искусства. Музей, на правах медиатора, во все времена поддерживал творчество малоизвестных, в том числе молодых художников и сегодня сохраняет свою идейно-социальную функцию. Музей стал партнером фестиваля и предоставлял площадку для проведения лекций, творческих встреч, artist-talk с приглашенными гостями из Москвы, Воронежа, Железногорска. И потому компетентен прокомментировать волнующие общественность вопросы касательно развития локальной художественной среды.

Творчество молодых свободных художников не претендует на исключительную гениальность и не доказывает бытовую теорему «я художник, я так вижу», что так стремится узреть неподготовленный зритель. Актуальное искусство работает с контекстами и волнующими социум вопросами, т.е. с темами нашей повседневной жизни, тем, что окружает нас здесь и сейчас. Для аудитории нашего города актуальное искусство явление новое, а потому вызывающее недоверие у зрителя. Авторы (и при этом не всегда молодого поколения!) говорят с нами не привычными художественными материалами (кистью и красками) или классическими жанрами изобразительного искусства, такими как портрет, пейзаж или сюжетная композиция, а при помощи, например, перформативных практик, цель которых, в первую очередь, остановить зрителя, увлечь, заставить задуматься об общезначимых, важных вопросах бытия (приведу самые простые): об экологии, самопознании, признании и принятии личностных переживаний ближнего. При этом актуальное искусство со всем почтением относится к изобразительному наследию прошлого. Часто оно обращается к признанным образцам мировой культуры. И нам всякий раз очень интересно проводить эти параллели, познавать или переосмыслять существующие парадигмы. Современное актуальное искусство не столько доставляет нам эмоциональное или чувственное наслаждение (как при рассмотрении понятных и приятных глазу эпических пейзажей или натюрмортов в стиле голландской живописи XVII века), сколько заставляет нас мыслить.

Старый Оскол стремительно растёт физически и ментально. Происходят естественные процессы. За последние пару лет городская среда кардинально улучшилась, отремонтированы старые, появились новые места для культурного досуга. Современный зритель также не стоит на месте. Диапазон интересов условного посетителя выставок невероятно широк и определяется многими признаками: социальными, профессиональными, возрастными или демографическими. Он много путешествует, читает, анализирует и сравнивает. Зритель способен в равной степени одинаково испытывать эмоциональное и эстетическое удовлетворение от посещения, скажем, ретроспективной выставки Василия Поленова состоявшейся в этом году в Новой Третьяковке на Крымском Валу и перформативно-интерактивной экспозиции Йоко Оно «Небо всегда ясное» прошедшей в Московском музее современного искусства на Петровке.

У нас развивается вкус и появляется право выбора. Кто такой художник? Он в первую очередь человек, который тоже совершает выбор в пользу своих интересов. Одни с полным самозабвением пишут городские пейзажи и этюды. И это здорово! Ровно так же, как и проклюнувшийся росток актуального искусства в Старом Осколе.

Художественная среда нашего города кипит ключом!

Кристина Евсеева
искусствовед, заместитель директора
МКУК «Старооскольский художественный музей».

* Белгородская область была образована Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1954 году. В состав Белгородской области были включены города Белгород, Старый Оскол Курской области и следующие районы: Белгородский, Беленихинский, Боброво-Дворский, Больше-Троицкий, Борисовский, Валуйский, Велико-Михайловский, Волоконовский, Грайворонский, Ивнянский, Корочанский, Краснояружский, Микояновский, Ново-Оскольский, Прохоровский, Ракитянский, Саженский, Скороднянский, Старо-Оскольский, Томаровский, Уразовский, Чернянский и Шебекинский Курской области; Алексеевский, Будённовский, Вейделевский, Ладомировский, Никитовский, Ровеньский, Уколовский и Шаталовский Воронежской области. С этого момента границы региона не изменялись.