СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Силуэт

Художник Марьяна Владимировна Медник (1942–2016) принадлежит к мастерам, чьё творчество озарено светом большой культуры. Она училась у Якова Робертовича Когана и Иосифа Михайловича Гурвича, затем поступила в Текстильный институт. Позже стала одним из художников круга Василия Яковлевича Ситникова. В его архиве хранились её работы, вероятно, погибшие после отъезда В. Я. Ситникова за границу.

Окончив вуз, многие годы Марьяна Медник работала художником на фабрике «Новая заря», где в докомпьютерную эру существовал целый отдел по оформлению упаковок для парфюмерии. На этом поприще её отличала гибкость и нестандартность декоративно-пластических решений, неоднократно отмеченные коллегами, а помимо этого — скрупулёзность исполнения композиций для производства.

С вынужденным, не очень любимым, но всё же творческим видом деятельности в области промграфики связан важный момент, выделяющий Марьяну Медник из современной ей художественной среды. Она стала если не единственным, то во всяком случае одним из очень и очень немногих художников-миниатюристов, работавших в СССР и России во второй половине XX века. Вместе с тем миниатюра, равно как и силуэт, стали показателем высоты художественного мастерства ещё в эпоху Золотого и Серебряного века русской культуры, когда в этих жанрах работали блистательные художники — от Фёдора Толстого до Елизаветы Бём. Миниатюры Марьяны Медник, исполненные на камнях-окатышах, отшлифованных деревянных пластинках, картоне и бумаге хранятся во многих российских и зарубежных музейных и частных собраниях. Они отличаются виртуозным владением кистью, исключительным чутьём декоративной композиции.

Хороший вкус был свойствен Марьяне Медник от природы и отшлифован годами ежедневной обязательной работы. Ещё одной её профессиональной страстью стало портретное искусство. Рассчитывая свои физические силы, она не бралась за монументальные парадные полотна. Каждый сеанс портретирования длился у неё от 15 минут до часа. За это время она успевала передать и черты облика модели, и её психологическое состояние. Среди тех, кого Марьяна Медник рисовала и писала — коллекционеры Владимир Беликов, Эммиль Казанджан, Абель Старцев, художники Вера Казакова, Альфия Кирчева, Елена Прейс, искусствоведы Вера Калмыкова, Алексей Савинов, Зара Шахбазян — и всё это лишь несколько имён из обширной галереи. Дружба с Абелем Старцевым, фондообразователем и дарителем ГМИИ им. А. С. Пушкина, привела к тому, что более десяти портретных листов работы Марьяны Медник вошли в собрание этого значительнейшего в России музея. «Радостно, что графика М. В. Медник хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина как часть её творческого наследия — и теперь останется в музее навсегда. Я знаю, она этим дорожила», — отмечает А. А. Савинов. Множество прекрасных работ Марьяны Медник хранится в Российском Государственном архиве литературы и искусства, где соответствующий её имени фонд появился ещё при жизни Марьяны Владимировны.

Безусловно, М. Медник продуктивно работала и как станковист, стремясь соединить приёмы столь любимой ею декоративной живописи с принципами натурного натюрморта и пейзажа. Художницу отличало редкостное трудолюбие. Буквально до конца жизни она неукоснительно следовала раз навсегда принятому правилу — работать ежедневно. Так, последняя зарисовка в альбоме датирована 26 августа 2016 года, а 31 августа её не стало.

После смерти Марьяны Медник её друзья выпустили книгу «Марьяна Медник. “…И творчество, и чудотворство”» (М., 2017). Состоялись её посмертные выставки и вечера; личный архив, имеющий значение для истории отечественной художественной жизни второй половины XX века, передан в РГАЛИ. Часть наследия художницы по воле её дочери Татьяны Хайят было передано в фонды Старооскольского художественного музея. Решение музейного руководства провести выставку работ Марьяны Владимировны в июне 2018 года — одно из памятных мероприятий, свидетельствующих о справедливости слов, сказанных многие столетия назад: «Vita brevis — ars longa (Жизнь коротка — искусство вечно)».

В.В. Калмыкова член Союза писателей г. Москва.