СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Абстрактное искусcтво

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

М. Волошин

 

Абстракция в живописи. На рубеже веков зародилось течение модернизм, для которого характерен отказ от традиций реализма. Ведущая роль закрепилась за беспредметным искусством (абстракционизмом), которое появилось в 1910-хгг. как результат развития кубизма, футуризма, экспрессионизма.

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Основоположниками абстракционизма  считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич и Пит Мондриан.

К 20-30 годам начала ХХ века образовалась целая плеяда абстракционистов: Робер Делоне, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, для которых был важен процесс погружения в мир интуитивного состояния души, собственных ощущений. Они считали: действительность настолько разнообразна, что привычных средств не хватает для передачи  ее яркости.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм. Так же в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

 

Кубизм -  модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

 

 

 

 

Супрематизм;- делает акцент на простых геометрических формах (прямоугольников, треугольников, полос ) и цветовых контрастах(белое, черное, красное), стараясь подчеркнуть динамику композиций.

 

 

 

Районизм (Лучизм) – основа которого увидеть и передать на полотне красочную игру пересекающихся линий-лучей, сходящихся в определенных точках и передающих энергию.

 

 

 

 

Неопластицизм – строго уравновешенные комбинации крупных прямоугольных фигур, чётко разделённых перпендикулярными черными линиями, сочетались с основными цветами  на  нейтральном фоне.

 

 

 

 

Орфизм – стремились выразить ход, ритмичность  пересечением яркоокрашенных плоскостей.

 

 

 

 

Ташизм – живопись пятнами – течение, в котором хаотичное нанесение мазков без заранее обдуманного плана выражает бессознательные действия автора.

 

 

 

 

Создавая картины, художнику важно пробудить ассоциации, не связанные с привычными образами. Абстрактное изображение воспринималось неоднозначно, и полотна вызывали дискуссии.

Новаторские идеи, не имевшие признания в начале,  реализовывались,  позже в архитектуре, скульптуре, дизайне.

И сегодня об абстракционизме можно услышать противоречивые  суждения, но что бы ни говорили, это изобразительное искусство никого не оставляет равнодушным, притягивает к себе порождает споры, пробуждает эмоции. 

Абстракция сегодня. Новое время позволило живописи шагнуть дальше, в мир философии, стать свободной как музыка. Абстракционизм в живописи – это прежде всего свобода создания новой реальности, неограниченная свобода высказывания. Сегодня в залах Старооскольского художественного музея представлена коллекция картин абстрактного искусства в исполнении представителей  Санкт-Петербургского Творческого Союза художников России и  художников города Старый Оскол.

Художники, чьи работы представлены зрителю, относятся к неординарным и запоминающимся личностям, открывающими нашему взгляду интересные моменты абстрактного мира.  И особенно приятно, что в нашей музейной коллекции есть произведения художников хорошо известных в мире. Наталья Ватенина – художник известный своими передовыми взглядами на развитие и изучение импрессионизма, сезанизма, кубизма, супрематизма. Она была ученицей легендарной школы В. Стерлигова. Ее работы излучают оптимизм и словно сотканы из разноцветных кусочков ткани. Сергей Ларионов – про него говорят, что он укрощает колорит, создавая ожившую форму. Александр Королев – живописец узнаваемый энергичным мазком, ярким, сочным колоритом пейзажей и натюрмортов. В свое время был одним из организаторов арт-группы «Навигация» и участником товарищества «Свободная культура». Сергей Киселев – абстрактное и фигуративное переплетается в произведениях Сергея, образы возникают и исчезают, художник выстраивает свои системы, конкретизируя или упрощая формы, переходя от линейной пластики к живописной, расставляя акценты или абстрагируясь.

Особое место в экспозиции занимает Людмила Самойлова –  выпускница Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена. Ее работы отражают настроение, эмоциональные переживания. Творчество Людмилы позволяет заглянуть в свой внутренний мир и совершить удивительные открытия. Сочетания оттенков передает конкретные эмоции. Это игра цвета и формы мазков. На этих работах можно увидеть и солнечные блики, настроение времени года, и фантастический мир сновидений. Все зависит от личного восприятия и состояния души.

Разнообразие манер и предпочтений в передаче своих художественных, живописных исканий и видений предоставит зрителю возможность проследить за сегодняшними тенденциями развития абстрактной живописи в России.

Выставка продолжит свою работу с 8 по 30 августа 2014 года.

Виктория Савельева, научный сотрудник МКУК «СОХМ».