СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

«Образы России»

8 ноября в Старооскольском художественном музее  открылась выставка «ОБРАЗЫ РОССИИ» известной  белгородской семьи художников Геннадия и Маргариты Кудрявцевых.

Геннадий и Маргарита Кудрявцевы получили профессиональное образование в Иркутске. Эти годы учёбы особенно дороги художникам: Иркутск богат памятниками архитектуры и интересен своей историей, и, конечно, этот край делает уникальным «славное море, священный Байкал». С Иркутска и начинается экспозиция. Это главным образом акварели и рисунки, выполненные Геннадием Кудрявцевым в годы учёбы в училище искусств. Уже в них заметна тяга художника к точной передаче архитектурных особенностей старинных построек, любовь к деревянному зодчеству, внимание к проблемам сохранения архитектурного наследия.

Геннадий Андреевич часто говорит о том, что старина, пронизанная духовностью, никогда не стареет. Именно такое сочетание старины и духовности он находит в путешествиях по городам Сибири, Золотого Кольца, а также по менее известным городам и городкам русской провинции.

Среди уголков России, запечатлённых художником, помимо любимого им Байкала, - Никитский монастырь в Переславле-Залесском, Торжок и берега реки Мсты, и, конечно, Белгород, куда Кудрявцевы переехали в 1981 году. В 1980-х – 1990х- годах он делал очень много набросков, где были и белгородские дворики, здания, которых теперь уже нет. В своё время художник задумывал создать музей города, в котором были бы законсервированы фрагменты настоящей городской среды ушедших десятилетий. По мнению Г. Кудрявцева, самые важные музеи – именно те, что связаны с краеведением, ведь там представлены и быт, и творчество, и техника; художник и сам создавал экспозиции в краеведческих музеях, был инициатором создания краеведческих музеев в районах Белгородской области. Роль Геннадия Андреевича Кудрявцева в сохранении культурного и исторического наследия нашего края была по достоинству оценена: по словам начальника управления культуры Белгородской области Сергея Курганского, решением областной Думы Геннадию Андреевичу будет вручена медаль «За заслуги перед Землёй Белгородской» I степени.

Связь поколений, по мнению художника, ощущается благодаря традиционной культуре, книжности, письменности. Эта тема для Геннадия Кудрявцева исключительно важна, причём в его творчестве она получила сразу несколько преломлений. Геннадий Андреевич стал изучать древние русские рукописи, и, бывая в старинных городах, всегда старается попасть в архивы, чтобы перерисовать, переписать строки или целые страницы из старых манускриптов. Художник не механически калькирует, а именно копирует, перерисовывает фрагменты рукописей, чтобы понять и почувствовать, как двигалась рука художника. По наблюдениям Геннадия Андреевича, древние художники проявляли потрясающее чувство формата книги, которое проявляется буквально во всём – в размере полей листа, каждом элементе инициала или строчных букв, в каждом рисунке. Главное для него – понять, как превращались в орнамент изображения птиц, животных, растений, как художники добивались такой тонкой, филигранной работы. На материале этих копий Геннадий Андреевич создаёт свои рукописные книги, комбинируя найденные в старых рукописях приёмы с собственными импровизациями. Старинные рукописные книги – это ценнейшие памятники культуры, но они практически не знакомы широкому зрителю. И Геннадий Андреевич своим творчеством старается показать, в чём состоит ценность и актуальность этих памятников письменности для современного человека. Художник сам пишет и иллюстрирует книгу (настоящую рукопись), в которую вошли высказывания на тему русского культурного наследия. В этой книге уже более 50 листов и, как говорит сам автор, «сколько буду жить – столько буду писать эту книгу». Среди новых произведений на эту тему – серия «Вестники наследия».

Декоративное искусство, представленное на выставке произведениями Маргариты Петровны Кудрявцевой, - это сюжетные композиции, пейзажи и натюрморты. В своих произведениях она продолжает и развивает народные традиции лоскутного творчества, дополняя его свободным рисунком, наполняя живописными приемами и множеством образов, музыкальностью и поэзией. На выставке представлены произведения в техниках лоскутного шитья и аппликации на ткани.

«Акварельный» подход с самого начала присутствовал в лоскутном шитье М. Кудрявцевой: тончайшие нюансы цвета, легкость и воздушность – все это присутствует в работах, которые издалека могут восприниматься как станковая живопись. Между тем, любое панно – это сложный, кропотливый труд, который требует не только вдохновения, но и большой усидчивости, а также знаний и умений в той области, которая кому-то может показаться далекой от творчества. Маргарита Кудрявцева, напротив, воспринимает лоскуты как краски на палитре, а свою швейную машинку – как инструмент художника. Оттого и возникает смелость в использовании самых различных элементов композиции, делающих панно похожим на аппликацию и даже на коллаж, когда само произведение диктует, что нужно использовать художнику – изысканные ткани, мешковину, макраме, веревки, деревянные рейки или что-либо иное.

«У нас с Геннадием Андреевичем не квартира, а мастерская, -  в углу рейки, коряги и другие природные материалы, которые можно использовать в работе. Слово «ремонт» приводит в ужас, ведь надо тогда бросить все, чем занимаемся!» - говорит Маргарита Петровна.

Жанровый диапазон произведений, представленных на выставке, составляют пейзажи, натюрморты и декоративные абстрактные композиции. Формат этих работ интересен сам по себе, это не просто прямоугольники, а более сложные формы, которые неизменно вписываются в любой интерьер. И действительно, произведения Маргариты Кудрявцевой украшают многие общественные здания Белгорода и наверняка порадуют всех, кто посетит выставку в художественном музее.

Выставка «Образы России» открыта с 8 ноября по 13 декабря 2013 г.

 

Наталья Гончаренко

искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС),

член Союза художников России.