В поисках феномена казачества
- Информация о материале
- 01.05.2017
В Старооскольском художественном музее открылась выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, посвящённая Российскому казачеству.
Тема казачества всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и театральных деятелей, кинематографистов и музыкантов. Все мы помним со школьной скамьи знаменитую повесть «Тарас Бульба» или иллюстрацию из учебника мастера бытовых сцен Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецком султану». Вспоминаем диковинный мир фантасмагорий «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя или как впервые в кинотеатре смотрели всем классом «Вий» — первый фильм ужасов, снятый в СССР. Уже не раз экранизирован «Тихий Дон» Шолохова — страницы из лихой истории казачества.
Именно исторической линии посвящено немало работ участников выставки — 32-х мастеров Белгородского отделения Союза художников России. То самое запорожское письмо, говорят, подписано атаманом войска Запорожского Иваном Серко, курган-могилу которого запечатлел Заслуженный художник России Иосиф Бобенчик. На полотне Павла Шляпникова и Валерия Голышева «По наказу Калныша» изображён памятник Петру Калнышевскому, знаменитому последнему атаману Запорожской Сечи. В среде казаков богатейшее наследие народного творчества складывалось веками. Легенды, сказки, песни… Многое послужило мотивом для работ белгородских мастеров.
Выполненные акрилом на картоне «Сны» (о большой рыбе и о лесном озере) художницы, работающей в области театрально-декоративного искусства и графики, Марии Браковенко завораживают особым холодным колоритом. Он будто бы подчёркивает — здесь не всё просто, здесь присутствует тайна: в лесном озере плещется русалка, а рыбы летают в небе словно птицы, огромный полосатый кот жмурится, на его пушистой спине сладко и крепко спит барышня, да и цветы растут диковинные… В лоскутной технике выполнено великолепное панно Галины Аксёновой «Девочка с Пегасом», в нём и детская мечта, и непосредственное восторженное восприятие мира, недаром пегас собран из лоскутов со всевозможными оттенками красного, а розовые крылья вырезаны из ткани в цветочек.
Незамысловатые бытовые сценки из казачьей жизни запечатлел в своих этюдах староосколец Юрий Болотов. Теплота полуденного осеннего солнца разлилась по холсту с пасущимся возле пасеки яркорыжим конём. Значительное место занимают в экспозиции уютные пейзажи. «Хатка из прошлого» Александра Филиппова перекликается с заснеженной деревней Николая Коркина («Зима. Снегири»). Дыхание осени ощущается в картине Владимира Желобок «Бабье лето», — незатейливый вид на собор со стороны мельницы, нескошенные хлеба, старушка, пасущая коз, — во всём неспешность и спокойствие. Печатные пряники с цветной глазурью, крендельки, баранки и сушки, чудесный медный самовар и расписной красный чайник приютились в мастерски выполненной акварели Валерии Фёдоровой «Щедрое чаепитие», где каждой вещи нашлось своё место. Тронул нежно и светло написанный «Портрет дочери» Екатерины Севергиной.
Особой линией выставки легла тема веры. Православная вера в среде казачества не просто дань обществу, это настоящий фундамент жизни. О чём повествуют холсты Станислава Дымова «Митрополит Макарий», Владимира Желобок «Светлый отрок», Виктора Березина «Земное ради небесного», Вячеслава Крайнова «В гостях у бабы Тани», Николая Коркина «Инок Макарий». Декоративные панно — своеобразное житие Сергия Радонежского, рассказанное в материале Андрея Лукомского «Пророческое видение» и «Пустынножитель» — выполнены с использованием дерева, кожи и текстиля. Необыкновенное «Рождественское окно», обрамлённое кружевом снежинок, занавесок и скатерти, Дины Безбородых манит синими сказочными сумерками, и, кажется, будто в комнате пахнет семечками и зелёными яблоками.
Прекрасным сопровождением открытию выставки прозвучало выступление ансамбля казачьей песни «Воля». Лихие удалые нотки сменялись тоскливыми историями неразделённой любви красавицы казачки, затем вновь задорно играл баян. На выставке также представлены атрибуты казачьего быта, личные вещи старооскольских казаков, представительства Всевеликого Войска Донского на территории Белгородской области.
Надежда Стахурская
Фото автора
по материалам газеты ЭЛЕКТРОСТАЛЬ