10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации!

 Музей поздравляет всех, для кого этот праздник является профессиональным, желает мирных трудовых будней и всеобщего благополучия! В вашу честь музей подготовил визуальное исследование «Мотивы мужества и отваги»! В 2020 году в нашей стране также отмечается 75-летие Великой Победы, поэтому мы предлагаем рассмотреть живописное произведение М. Пашковской «Победа» из фондового собрания Старооскольского художественного музея, посвященное всем защитникам отечества и хранителям мирного неба над головой. 

Полотно «Победа» создано в то время, когда перед обществом стоял вопрос об осознании значения победы для потомков. Мотивы мужества и отваги, которые были так актуальны в первые, послевоенные годы, сменились размышлениями о результатах победы. Творческие люди пытались понять, какое место в жизни они занимают, как исторические события влияют на этот выбор. В культурной среде происходил синтез разнообразных видов искусства. Живопись проникала в монументальное искусство, фотография в живопись, кино меняло сознание людей. Результат подобной коллаборации позволял создавать новые многозначительные произведения, в которых ставились философские вопросы и сразу же давались ответы на них.

Рассматривая картину «Победа» мы понимаем, что на ее исполнение оказало большое влияние искусство кино. В первую очередь это видно по использованию различных точек зрения. На мальчика, на первом плане, мы смотрим фронтально, молодую женщину в центре видим сверху, а группу солдат снизу. Так можно выстроить сюжет фильма с быстро сменяющими друг друга кино - кадрами. Художник использовала разноплановость в картине. Данный прием позволяет обращать внимание сразу на всю композицию и на каждого героя отдельно.

Большую роль в раскрытии сюжета играют цвета, которые применяет художник. Серо-голубой цвет лица мальчика раскрывает трагическую историю детей, которые пережили войну. Светлое пятно композиции - фигура женщины, напоминает, что женщина это нежное и хрупкое создание и ей не место на полях сражений.

Ярким центром композиции, который притягивает к себе взгляд, является группа солдат, изображенная красным цветом. С одной стороны, красный объединяет их между собой одной темой, трагической судьбой. С другой, позволяет предполагать, что все они погибли, а то, что мы видим это фантомы, которые могли бы радоваться Победе, если бы остались живы. Есть еще несколько толкований красного цвета: принадлежность к Красной Армии, цвет пролитой крови, цвет огня боёв. Обратим внимание на сюжет, и на выражение лиц персонажей картины. Не по-детски серьезное и печальное лицо ребенка, говорит о пережитых потрясениях. Спокойное с легкой полуулыбкой лицо молодой женщины выражает предчувствие, что скоро наступит мирное время. Нескрываемая грусть в ее глазах - воспоминания о погибших сослуживцах. И самая мажорная, на первый взгляд, группа солдат, которые в радостном приветствии поднимают вверх руки и салютуют Победе, при более детальном рассмотрении напоминает о том, какой ценой она была одержана.

Таким образом, мы понимаем, что художник использует разнообразный арсенал выразительных средств живописи, создает глубокое по трагизму полотно. Одновременно рассказывает о судьбах всей страны при помощи героев картины. Окунает нас в боевое прошлое, останавливает на миг в настоящем и дает нам возможность думать о счастливом будущем.

Биографическая справка об авторе картины.

Мария Пашковская художник кино, член Союза художников СССР. Родилась в 1935 году в Пушкинском районе Московской области. Окончила Республиканское художественное училище им. П. Бенькова, Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского по специальности художник-постановщик театра. Всю свою творческую жизнь связала с театром и кино. Работала на киностудии «Узбекфильм», выполняла работу художника по костюмам в фильмах: «Листок из блокнота», «Одержимый», «Колокол Саята», «Войди в мой дом», художника-постановщика картин: «Плюс единица», «Он был не один», «Слепой дождь», «Огненный берег». С 1964 года принимала активное участие во всесоюзных и республиканских художественных выставках. В 1973 году удостоена серебряной медали ВДНХ за живописные картины «Мир входящему» и «Разные судьбы». Произведения художника хранятся в Картинной галерее города Красноармейск, Московской области. Многие картины мастера посвящены значимым событиям истории ХХ века. Одно из них находится в фондах Старооскольского художественного музея.

Визуальное исследование подготовила:
Ирина Шаповалова 
старший научный сотрудник
Старооскольского художественного музея

© 2013 Старооскольский художественный музей. Все права защищены.